Грядунова Татьяна Александровна

Педагогический опыт

                                    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное   учреждение

                                               Измалковского муниципального района Липецкой области

                                                             «Детский сад«Солнышко» с.Измалково»

                                      f00f2166418a1708783792d63.jpg


                                                                                    Автор: воспитатель

                                                                                    первой квалификационной категории

                                                                                    Грядунова Т.А.

                                                                                    2024г.

Цель: Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованной деятельности и поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении,используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Программные задачи:

Образовательные:

1.Активизировать познавательный интерес к театрализованной деятельности, сценическому творчеству.

2.Расширить знания детей об окружающей действительности: углублять представления о театре и театральных профессиях. 

3.Учить использовать средства выразительности театрализованной деятельности (поза,жесты, мимика, голос, движение).

4.Формировать у детей и взрослых устойчивый интерес к чтению художественных произведений,вырабатывать навыки грамотного читателя через театрализованную деятельность.

Развивающие:

1.Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа, отчётливость произношения.

2.Развивать умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость, развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества. 

3.Развивать эстетическое отношение к окружающему миру; развивать чувство сопереживания персонажам художественных произведений.
4.Развивать доверительные взаимодействия между детьми и взрослым: продолжать учить преодолевать застенчивость, способствовать раскрепощению, повышению самооценки детей.

Воспитательные:

1.Воспитыватьинтерес к театральной деятельности.

2.Воспитыватьумение взаимодействовать в коллективе. 

3.Воспитыватьпознавательный интерес к творчеству писателя К.И.Чуковского.

4.Воспитыватькультуру речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности.


Предварительная работа: 

 - Беседы: «Какие бывают театры», «Театральные профессии».

 - Рассматривание альбома «Театр».

 - Разучивание и чтение скороговорок, потешек,стихотворений. 

 - Чтение и просмотр сказок К.И.Чуковского,рассматривание иллюстраций к сказкам.

 - Подготовка средств театральной выразительности (декорации, костюмы, маски).

 - Заучивание стихотворных текстов, обсуждение образов персонажей.

Материалы и оборудование к занятию: сундучок, монета, карточки с изображением(монета, самовар, фонарик), кубик - настроения.

Декорации для театрализации сказки «Муха– Цокотуха»:домик для Мухи, костюмы для персонажей, самовар, монета - копеечка, цветы, бочонок меда, сушки, подарочная коробка, коробка из - под конфет, сабля, сервировка стола, музыкальный центр, записи музыкальных фрагментов и композиций для танцев, шоколадные медальки.

Ход занятия.

(Дети входят в зал под музыку).

Воспитатель: Здравствуйте,девочки!

 Здравствуйте, мальчики!

Здравствуйте, гости!

Здравствуй, солнышко!

Здравствуй, здравствуй,

День -такой прекрасный!

Воспитатель: А сейчас,ребята, я протяну свою руку и пожелаю всем нам хорошего настроения и отличногодня.

А ты(имя ребенка) чего пожелаешь нам сегодня?

(примерныеответы детей: улыбок, мира, добра, счастья, здоровья, веселья, смеха,радости...).

Воспитатель:Ребята, какая дружная и сплоченная команда у нас с вами получилась. И я оченьрада, что вы все здоровы, красивы и у нас у всех отличное настроение.  Сегодня мы с вами очень интересно проведемвремя.

Воспитатель:Давайте сначала присядем на паласе. 

(дети присаживаются на палас).

Воспитатель:Когда я была маленькая, я очень любила мечтать. А вы любите мечтать?  А кем вы мечтаете стать, когда вырастите?(ответы детей). А вы хотите узнать, кем мечтала быть я, когда была маленькой?Тогда отгадайте загадку.

Он по сцене ходит,скачет,

То смеётся он, то плачет.

Хоть кого изобразит

Мастерством всех удивит.

И известен с давних пор,

Вид профессии – (актер).

Воспитатель: Какие вы молодцы!Правильно! Я мечтала быть актрисой. А вы знаете кто такой актер? Что он делает?

 (ответы детей – выступает на сцене, играет различные роли).  

Воспитатель:Вы хотели бы стать актерами?

Тогда я предлагаю отправиться в увлекательное путешествие в мир театра и поближе познакомиться с профессией актера, а в конце сыграть еще роли. А отправимся мы вот по этой волшебной дорожке. А чтобы нам было идти веселее мы споем песенку.

Разминка:

С тобой гуляем весело, в театр мы идем.

Шагаем мы на месте и песенку поем:

Ля - ля - ля, ля -ля - ля,

В театр мы идем,

Ля -ля -ля, ля - ля -ля

И песенку поем.

Воспитатель:Ребята, смотрите, а здесь какой -то сюрприз. Вы хотите знать что там? И мне очень интересно! Давайте посмотрим?

(сюрпризный момент: сундучок, накрытый тканью).

Воспитатель:Я сейчас сниму ткань и мы посмотрим какой сюрприз нас ожидает. А сундучок непростой - он волшебный. Здесь еще какая - то записка и она адресована нам.

Текст на записке: «Дорогие ребята детского сада "Солнышко" подготовительной группы "Ромашка",если вы хотите поближе познакомиться с театром и стать настоящими актерами, то вам необходимо выполнить задания из волшебного сундучка. Если вы выполните задание правильно, то услышите звон колокольчика. Будьте внимательны! Желаю вам успеха!»

Воспитатель:Вот,ребята, оказывается не так просто попасть нам с вами в театр. Чтобы стать настоящими актерами нам предстоит выполнить задания. Вы готовы выполнять задания? Тогда я открываю сундучок.

(открыть сундучок и достать атрибут - монета, на которой написано условие первого задания).

Воспитатель:Ну, вот и наше первое задание. Артист должен иметь хорошую дикцию (четкое произнесение звуков), правильную речь. А помогают в работе над правильным произношением звуков и слов скороговорки и чистоговорки.

 Кто хочет разговаривать,

 Тот должен выговаривать

 Все правильно и внятно,

 Чтоб всем было понятно.

 Мы будем разговаривать

 И будем выговаривать!

«Аз - аз - аз - читаем дружно мы рассказ,

Шу - шу - шу - на спектакль я спешу,

Ет - ет - ет- нам выдали билет,

РА - ра -ра - интересная игра».

(произнести чистоговорки медленно, быстро, тихо, громко,индивидуально)

Воспитатель:Вот и потренировали язычок. Ребята, что мы слышим? (звенит колокольчик). Значит мы правильно выполнили первое задание.

Воспитатель:Давайте посмотрим, что же для нас еще приготовил сундучок.

(достать атрибут -самовар, на котором написано условие второго задания).

Воспитатель:А здесь еще одно задание и называется "Разминка театральная".

Сказки любите читать?

А в них играть?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Чтоб быть похожим на лису?

А на волка, иль на козу?

А на принца, на Бабу Ягу?

 (примерные ответы детей:изменить внешность можно с помощью костюма, маски, грима, прически, головного убора).

Бывает, без сомнения,

У людей разное настроение.

Его я буду называть,

А вы попробуйте показать.

А поможет нам в этом кубик - настроения.

(эмоции для показа: грусть, радость, злость, удивление, страх, горе).

Воспитатель: А что же меняется у человека, когда у него разное настроение? (эмоции, мимика). А что такое мимика? (выражение нашего лица и оно зависит от нашего настроения).

(звенит колокольчик).

Воспитатель: Ребята, что мы слышим? (звенит колокольчик). Верно, это значит, что вы справились еще с однимзаданием.

 Воспитатель: Давайте посмотрим есть ли в сундучке еще задания.

(достать атрибут - фонарик с третьим условием задания).

А без костюма можно, дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, а в грозу,

Или в бабочку, в осу?

Что поможет здесь, друзья?

(ответы: жесты и движения).

И у нас пришла пора

Общаться жестами, друзья.

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жеста жду.

(слова для показа жестами: «думаю», «здравствуйте», «отстань», «тихо», «нет», «да», «нельзя», «до свидания»,«все отлично»).

Воспитатель: Ребята, актеру, чтобы изобразить героя, недостаточно показывать только эмоции. Он должен правильно двигать головой, руками и всем телом. Сейчас мы поиграем в игру"Дружный круг".

Если вместе соберемся (идут по кругу),

И друг другу улыбнемся (улыбаются друг другу)

Хлоп - хлоп - хлоп (хлопают в ладоши)

Топ - топ - топ (топают ногами)

Прогуляемся, пройдемся как ... (лиса, медведь,зайчик, пингвин, старушка, солдат и....)

(звенит колокольчик)

Воспитатель: Молодцы, мы с вами справились и с третьим заданием. Мы с вами почти уже артисты. Ребята, а для того, чтобы красиво и громко говорить со сцены,настоящие актеры постоянно делают дыхательную гимнастику. А так как мы с вами почти уже артисты и прежде, чем играть роль, то же сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика.

Мы сегодня так играем –

Нюхать воздух начинаем.

Чем же пахнет? Не понять –

Нужно носиком вдыхать.

Вдох - вдох - вдох - вдох.

Гарью пахнет – ох-ох!

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Воспитатель:У вас всё прекрасно получается.

(звенит колокольчик).

Воспитатель: (имя ребенка) иди посмотри есть ли в сундучке еще задания. Ой, ребята, сундучок пустой, значит мы выполнили все задания из нашего волшебного сундучка. Молодцы!

Воспитатель:Ребята, а вы догадались из какой сказки лежали атрибуты с заданиями в сундучке.Как называется сказка? (" Муха Цокотуха"). А кот автор этой сказки?(Корней Иванович Чуковский).

Воспитатель: Молодцы! Давайте мы с вами перевоплотимся в героев сказки "Муха Цокотуха", переодевшись в костюмы. Каждый из вас получит роль.

Слушайте меня внимательно,

Играйте роль старательно.

Про эмоции не забывайте,

Жесты, мимику включайте!

Раз, два, три повернись и в артиста превратись!

(дети уходят за ширму переодеваться)

(под задорную русскую музыку из - за ширмы выбегают два скомороха и исполняют танец)

Скоморох 1:

Наша жизнь скучна без сказки.

Дорог день, как целый год.

Всех добрей и ярче краски,

Если сказка к нам придёт!

Скоморох 2:
Сказка,сказка, прибаутка,
Рассказать её не шутка.
Чтобы сказка от начала
Словно реченька журчала,
Чтоб в серёдке весь народ
От неё разинул рот.

Скоморох 1:
Чтоб никто, ни стар, ни мал
Под конец не задремал,
Пожелаем нашим детям
Ни пера, ни пуха!
Вниманье! Начинается…


Вместе с детьми: Муха-Цокотуха!


Муха:
(под русскую народную мелодию выходит Муха)

Я Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

В день рожденья жду гостей,

Чтобы было веселей!

И пойду я на базар,

И куплю я самовар.

Угощу друзей чайком,

Пусть приходят вечерком.

(останавливается, видит монетку, удивляется)

Ах, смотрите, там что-то лежит,

И на солнышке ярко блестит.

Подойду поближе, посмотрю внимательно,

Это же монетка! Ах, как замечательно!

Скоморох 2:

Муха-муха Цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

(Муха берет монетку, рассматривает, удивляется).

Муха:

Ах, какая красота!

Я копеечку нашла!

Что бы мне купить такое?

Может платье голубое?

Может туфли? Может юбку?

Так, подумаю минутку:

Нет, пойду я на базар,

И куплю я самовар!

Позову я в дом гостей,

И знакомых и друзей.

Я слышу ярмарки веселые голоса!

Коробейники творят там чудеса!

Коробейник 1:

Солнце красное встает,

Спешит на ярмарку народ!

А на ярмарке товары, продаются самовары!

Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Праздник празднует народ:

Веселится и поет,

Да и мы не отстаем -

Всех на ярмарку зовем!

Коробейник 2:

Подходи, не зевай, хлеба покупай!

Булки, лепешки в печи сидели,

На нас глядели и в рот захотели!

Коробейник 3:

Есть и овощи, и фрукты,

И отличные продукты.

Открывайте кошельки,

Доставайте денежки!

Коробейник 4:

Тары - бары - растабары!

Посмотрите на товары.

Есть платки для вашей мамы,

Расписные самовары!

Муха - Цокотуха:

Ну и ярмарка, чудесно!

Весь товар такой прелестный!

Обязательно у вас, что ни будь куплю сейчас!

Самовар мне нужен к чаю и его я покупаю!

Угощение возьму и домой я поспешу!

(берет угощение и самовар; идет под музыку, "входит в дом")

Муха - Цокотуха:
Я Муха-Цокотуха, наряжаюсь побыстрей,
Ведь я жду к себе гостей!
Прибегут со всей округи все друзья мои, подруги.
У меня для гостей много разных сластей.
Я ходила на базар и купила самовар.
Угощу друзей чайком, а придут все вечерком.


Приходите, прилетайте,
Жду вас в гости ровно в шесть,
Прибегайте, приползайте,
Если крыльев нет у вас.

Скоморох 1:
Слетаются друзья к Мухе,
Торопятся к Цокотухе.
Все на праздник пришли,

Цветы,подарки принесли.

 

Пчела:

(выбегает пчелка, танцует приветственный танец под русскую народную песню"Пчелки")
Здравствуй, Муха-Цокотуха, позолоченное брюхо.
Я – соседская Пчела тебе меду принесла.
Ах, какой он чистый, сладкий и душистый.
А еще с родных лугов принесла тебе цветов.
(дарит Мухе мед и цветы).

Mуxa - Цокотуха:
Спасибо вам от всей души!
Как подарки хороши!
(проходит и садится).

(под русскую народную песню "Посею лебеду на берегу","вылетают" бабочки, кружатся и танцуют)


1 Бабочка:

Мы бабочки – шалуньи, веселые игруньи

Порхаем по полям, по рощам, по лугам

Никогда не устаем, кружимся, порхаем.

Очень весело живем, нектар мы собираем.

2 Бабочка:

Мы везде порхали,

Про праздник услыхали.

Поздравляем тебя мы,

Прославляем от души!

3 Бабочка:

Мы порхали по цветам,

Прилетели в гости к вам.

Поздравляем! Поздравляем!

Счастья, радости желаем!

Вареньем цветочным тебя угощаем!

 (бабочки дарят банку с вареньем, Муха -Цокотуха приглашает Бабочек за стол).

Муха - Цокотуха:
Проходите сей же час,
Есть местечко и для вас!

("прилетают"Божьи коровки, танцуют для Мухи).

1 Божья коровка:
Здравствуй, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо.
В гости мы к тебе пришли,
Пряники, баранки в подарок принесли.

2 Божья коровка:

Мы, Божьи коровки,

Чёрные головки,

Спинка в горошину -

Гостьи хорошие!

В горошках наши платья,

И любим танцевать мы

Вместе:Поздравляем с именинами!

(отдают угощение и проходят за стол)


Муха - Цокотуха:
Ах, спасибо, дорогие,
Вы скорее проходите,
Да местечко находите.
За столом все сидят,
Чай пьют, да едят.

(появляются Жуки,держат в руках трости, «солидно» исполняют танец "Добрый жук")

1 ЖУК:

Здравствуй,Муха– Цокотуха!
Мы жуки рогатые,
Солидные, богатые.

2 Жук
Дарим тебе, Муха – светик
Красивых цветов букетик.
Хорошо-то как у вас.
Ноги сами рвутся в пляс.


Муха:
Спасибо, спасибо, мои дорогие!
Садитесь за стол, самовар готов.

(Муха подходит к столу, угощает всех)

Муха-Цокотуха:

Гости дорогие, кушайте варенье!

Или вам не нравится мое угощенье?

Бабочка:

Очень сладко, очень вкусно,

Просто объеденье!

Как же изумительно клубничное варенье!

Пчёлка:

Без блинов и чай не чай,

Блины к чаю подавай!

Вкусного печенья, сладкого варенья-

Вот так угощенье!

Все:

С сухарями пили чай, с пирогами пили чай,

С сушками, ватрушками, с крендельком и плюшками!

(появляется Паук под громкую музыку, гости застывают от ужаса. Муха прячется за домик, гости прикрывают головы руками и дрожат).

Паук:

Я злой паучище,

Длинные ручищи.

Я за мухой пришёл,

Цокотухой пришёл!

 Скоморох 1:

Вдруг, какой - то Старичок - паучок нашу Муху в уголок поволок.

Муха-Цокотуха:

Дорогие гости, помогите,

Паука-злодея прогоните!

Паук:

Ха-ха-ха, не шучу,

Ноги, руки скручу!

 Скоморох 2:

Что же вы сидите?

Помогайте, муху из беды выручайте!

Пропадёт ведь муха-красавица!

Все:

 А вдруг он так же с нами расправится!

Паук:

 Погибай, пропадай, именинница!

(звучит фонограмма музыки П. Чайковского «Марш», вылетает Комар с саблей).

Скоморох 1:

Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик.
И в руке его горит
Маленький фонарик.
(танец Комара с фонарем и саблей).


Комар:

 Я комар-храбрец,

Удалой молодец.

Где паук, где злодей?

Не боюсь его сетей.

Паука я не боюсь,

С пауком сейчас сражусь!

(звучит фонограмма музыки П. Чайковского "Марш»,исполняются музыкально - ритмичные движения "Сражения Комара с Пауком".

Скоморох 2:

Подлетает к пауку, саблю вынимает.

И из сети паука муху он спасает.

Муху за руку берет и к столу ее ведет.

Паук побежден. Комар берёт Муху – Цокотуху за руку):

Комар (Мухе):

Я тебя освободил,

А теперь, душа-девица,

Будем вместе веселиться!

Муха – Цокотуха:

Ты меня от смерти спас,

Прилетел ты в добрый час!

Скоморох 2:

Тут букашки и козявки выползают из-под лавки.

Все: Слава - слава комару победителю!

До чего ж комар хороший.

Все друзья об этом знают.

Дружба в сказке побеждает!

(Паук появляется с конфетами).


Паук

Вы меня за все простите,

К вам на праздник пригласите
Я не злой, не злой совсем.
Мух – красавиц, я не ем.
Вам на праздничный обед
Вкусных я принес конфет.
Это угощение – ну, просто объедение.

Будем хоровод кружить

С вами я хочу дружить!

Все:

Нынче Муха - Цокотуха именинница!

Комар:
Вот и молодец! Давно бы так. Муха, ничего не бойся, продолжай праздновать.
(Отдает конфеты,уходит к гостям. Комар выводит Муху, держит за руку).


Комар:
Муха, ты душа-девица,
На тебе хочу жениться.
Я возьму тебя за крылышко – крыло,
Улетим мы с тобою далеко.
(танец Мухи с Комаром)

Муха - Цокотуха:

Как хорошо, что вы пришли!
В гости вы ко мне зашли!
Рада я всегда гостям,
Угощенье всем раздам.
(угощает гостей шоколадными медальками в виде 1 рублевой монеты).


Скоморох 1:

Так мы Муху поздравляли,
И здоровья ей желали.
Танцевали до утра,
А теперь домой пора.

Скоморох 2:

Вот и кончилось веселье,расставаться нам пора,

На прощанье вам желаем - здоровья,радости, добра.

Приходите снова к нам, рады мы всегда гостям.

(беремся за руки и проходим на стулья)

Воспитатель: Вы такие молодцы! Вы так здорово играли в нашей сказке.

Мне очень понравилось. Я хочу вас спросить: "Где мы сегодня с вами были?".

Воспитатель: Ребята, а вам понравилось быть артистами? Что понравилось

больше всего? А что было трудно?

Воспитатель: Я считаю, что вы молодцы и без сомнения стали настоящими артистами. Гостям спасибо за внимание, а ребятам за старание!


                                                     Доклад на педагогический совет на тему:

       «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей».

Введение

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка.Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

(Л.С.Выготский, Б.М.Теплов, Д.В.Менджерицкая, Л.В.Артемова,Е.Л.Трусова, Р.И.Жуковская, Н.С.Карпинская и др.)

   Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений,с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики.

Театрализованные игры – интересный,понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры.Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.

 Искусство театра представляет собой органический синтез музыки,танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования. Театр  - это игра, чудо, волшебство, сказка!

Ребенку предоставляется возможность побывать в роли актера, режиссера, декоратора,бутафора, музыканта. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей.

Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  Любовь к театру становится ярким воспоминанием  детства, ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире.Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности  на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

 Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей.

Роль влияния театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка,прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов,побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов,психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность,а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества,именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности,быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством, драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, в особенности речевого, интеллектуального и художественно-эстетического развития и восприятия детей. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития эмоций и чувств, средством приобщения ребенка к общечеловеческим ценностям, она выполняет и психотерапевтическую функцию.

Рассмотрим подробнее значение театральной деятельности для развития детей:

Кругозор и общая культура.

Театрализованная деятельность помогает повысить общую культуру ребенка, приобщать к духовным ценностям, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. 

Эмоциональное развитие.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка,т. е. развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам,сопереживать разыгрываемые события. Помогает эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению. 

Речь.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи,ее интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

Развитие психических процессов.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы:внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции. 

Физическое развитие.

В театрализованной деятельности совершенствуются моторика, координация, плавность,переключаемость, целенаправленность движений.

 Творчество.

Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности его личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение и ассоциативное мышление.

Коммуникативные навыки.

Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре.Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость.

С первыми театрализованными действиями малыши встречаются очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. С театрализованными представлениями дети могут также познакомиться при просмотре спектаклей, цирковых представлений, спектакля кукольного театра, как в постановке профессиональных артистов, так и педагогов,родителей, старших детей. Очень важно само желание ребёнка участвовать в игре -инсценировке,его эмоциональное состояние.

 Дети сами сочиняют, импровизируют роли,инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории,декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Развитие творческих способностей  проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления,иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать сними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки.Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними,могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него,живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности  на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.

Организация детской художественно-творческой деятельности в условиях детского сада облегчается наличием организованных в группе детского сада различных уголков (музыкальных, театральных зон и т.д.).Это обусловлено особенностями дошкольного возраста и, прежде всего, ведущей деятельностью — игровой.

Становление творческой личности ребенка особенно эффективно происходит в условиях реализации театрализованной деятельности. Театрализованная деятельность формирует способность детей к эмоциональной эмпатии, развивает творческую активность, их исполнительные возможности. Театрализованная деятельность направлена на разрешение задач нравственно-эстетического воспитания.

Используя данные, приведенные в материалах по социально-эмоциональному развитию детей предлагаем содержание и методику проведения занятия по театрализованной деятельности.

Содержание занятий по театрализованной деятельности включает в себя:

— просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

— игры-драматизации;

— подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

— упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

— отдельные упражнения по этике;

— упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Занятия по театрализованной деятельности выполняют ряд функций: познавательную,воспитательную и развивающую. Их задачей является не только подготовка к спектаклям. Содержание, формы и методы проведения данных занятий должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

— развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

— создание атмосферы творчества;

— социально-эмоциональное развитие детей.

Содержанием занятий по театрализованной деятельности является не только знакомство с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом,мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д., то есть со"знаками", играющими роль выразительного языка.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель,умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки,осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться,проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти"на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов"и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Следует подчеркнуть, чем полнее и эмоциональнее восприятие произведений, тем выше уровень театрализованной деятельности. В соответствии с этим перед воспитателем встают две основные задачи:

— понять, разобраться в том, что чувствует ребенок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны;

— помочь ребенку полнее высказать, проявить свои чувства, создать особые условия, в которых может развернуться содействие персонажам произведений.

Занятия по театрализованной деятельности могут включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

Занятия по театрализованной деятельности проходят в двух направления:

1 освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2 освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Творческое развитие личности дошкольника происходит в процессе системного и личностно значимого приобщения к театральному искусству и предполагает последовательное усложнение учебного материала в соответствии с личным опытом воспитанника, что обеспечивает органичное вхождение ребенка в многогранный мир театра. В процессе реализации комплекса занятий по театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

В статье М.Маханевой «Театрализованная деятельность дошкольников» рекомендуется схема занятий по театрализованной деятельности.

Занятия в основном строятся по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

  —театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

— эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж); проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если детине отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание; постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля; переход игры на другой, более сложный творческий уровень;упражнения; этюды.

Таким образом, в театрализованной деятельности поощряется инициативность, гибкость и самостоятельность мышления,творчество детей. Развитие творческих способностей в контексте театрализованной деятельности способствует общему психологическому развитию, возможностям нравственно-эстетического воздействия на детей со стороны педагогов.Театрализованная деятельность — это вариативная система, позволяющая формировать способности к анализу и синтезу, эмоциональным переживаниям,развитию творческой активности детей. Театрализованная деятельность позволяет комплексно воздействовать на детей в вербальном и невербальном плане, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания, обогащает эмоциональную сферу, активизирует речевую деятельность и корригирует отклонения в разных сферах психической деятельности.

24 февраля 2024 в 16:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.